Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Про него до сих пор говорят, что он опередил не только звук, но и свое время.

Первые шаги по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера были предприняты в конце 1950-х годов в США, Англии и Франции. В начале 1960-х годов аналогичные работы начал и Советский Союз, проект разрабатывался в ОКБ А.Н. Туполева. А в ЦАГИ развернулись многочисленные исследования основных проблем пассажирского сверхзвука. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла — 200 вариантов его конфигурации прошли испытания на базе института. Треугольное крыло с наплывом по передней кромке, спроектированное учеными ЦАГИ и аэродинамиками ОКБ А.Н. Туполева, позволило обеспечить сверхзвуковую скорость самолета с числом Маха, близким 8. По аэродинамическому качеству советский самолет значительно превосходил англо-французский проект «Конкорд». На основе исследований ученых ЦАГИ была выбрана компоновка силовой установки, что дало преимущество в аэродинамике и дальности полета.

Также в процессе создания было реализовано предложение академика Г.С. Бюшгенса и его коллег из ЦАГИ по использованию интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления. Это обеспечило приемлемый уровень характеристик управляемости самолета вне зависимости от режима полета, центровки и веса.

Узнаваемый вид Ту-144 придала кабина пилотов с изменяемым углом наклона: для улучшения обзора при взлете и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полете фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.

Самолет создавался по схеме «бесхвостка». Конструкторы подарили этой почти 200-тонной железной птице переднее горизонтальное оперение. Оно позволило улучшить управляемость лайнера на взлете и посадке. В то же время конструкция Ту-144 не предусматривала закрылки и предкрылки.

Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года. 26 июня 1970 года Ту-144 вдвое превысил скорость звука. С 1977 года самолет применялся в грузовых и пассажирских перевозках. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских.

Но надеждой советского авиапрома Ту-144 оставался недолго. 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже с ним произошла первая катастрофа, в 1978 году — вторая. Как следствие — прекращение эксплуатации этой машины, а затем и полное сворачивание программы.

Однако уникальная машина Ту-144 нашла применение в других проектах. Ее задействовали во время проведения исследований солнечных затмений, озонового слоя, фокусированного звукового удара. Эти самолеты стали центрами подготовки космонавтов, тренировавшихся по программе «Буран». В 1983 году летчик-испытатель С.Т. Агапов установил на Ту-144Д тринадцать рекордов мировой авиации, которые не побиты до нынешнего времени.