Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет АНТ-20 «Максим Горький»

«Я летал на самолете „Максим Горький“. Эти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь — все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку...», — так восхищенно отозвался о самолете французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Создатель «Маленького принца» совершил полет на АНТ-20 в мае 1935 г., когда работал в Москве репортером французского издания.

История создания самолета лучше всего передает неповторимый колорит довоенных лет: увлечение авиацией, фейерверк рекордов и перелетов. Именно в те годы появилась идея отметить юбилей Максима Горького наименованием в его честь самолета-гиганта для агитационной эскадрильи.

Разработка проекта и постройка воздушного судна были поручены ЦАГИ. Проектирование самолета осуществлялось бригадой тяжелых самолетов В.М. Петлякова под общим руководством А.Н. Туполева, ведущим инженером был назначен Б.А. Саукке.

АНТ-20 был создан в очень короткий срок. Строительство машины началось 4 июля 1933 г., а 18 августа 1934 г. после заводских испытаний летательный аппарат был передан в агитэскадрилью имени Горького.

«Максим Горький» был настоящим чудом техники для своего времени. Его размерам и полетному весу мог «позавидовать» любой, даже самый большой самолет мировой авиации. Длина машины составляла 33 м, высота — свыше 11 м, размах крыла — 63 м. Многотонная громада летала со скоростью 260 км/ч. Кроме 8 членов экипажа, самолет вмещал 72 пассажира.

Многое на «Максиме Горьком» было в новинку даже опытным инженерам. Например, крыло необычно большого удлинения. Отношение размаха крыла к его средней хорде (ширине) составляло 8,2. Такой формой несущих поверхностей не обладала еще ни одна тяжелая машина. А к этому стремились все авиаконструкторы: чем больше удлинение крыла, тем ближе оно по своим характеристикам к крылу, идеальному по аэродинамическому качеству, но, к сожалению, немыслимому с точки зрения прочности. Была найдена золотая середина — в этом и сказался талант и опыт конструкторов, сумевших сделать гигантское крыло жестким и прочным.

К сожалению, 18 мая 1935 г. «Максим Горький» потерпел катастрофу. Построенный после его гибели пассажирский вариант (ПС-124) летал на линии «Аэрофлота» до 1942 г.