Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

100-летие ЦАГИ в истории авиации: дирижабль СССР В-1

Слово dirigeable в переводе с французского означает «управляемый». И именно управление полетом с помощью рулей и моторов с винтами — главная их особенность, отличающая от других летательных аппаратов легче воздуха.

СССР В-1 — один из пионеров советских дирижаблей. Работы по созданию аппарата были развернуты осенью 1930 года группой энтузиастов ЦАГИ из отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства, а также экспериментально-аэродинамического отдела — В.Г. Гараканидзе, Ф.Ф. Ассбергом, Н.В. Лебедевым, К.К. Федяевским и др.

Для СССР В-1 — дирижабля мягкого типа (матерчатая оболочка которого служит также оболочкой для газа) — специалисты института создали оригинальную систему крепления гондолы к оболочке: кабина пришнуровывалась непосредственно к поясу оболочки (без внутренней подвески и промежуточной платформы). По конструкции стабилизаторы и рули были аналогичны крылу и оперению самолетов-современников, т.е. имели дюралевый каркас, обшитый материей. Также была спроектирована система движителей дирижабля. Оболочки первых образцов СССР В-1 изготавливали на Московском заводе «Каучук», гондолы, длина которых составляла 10 м, — в ЦАГИ, а итоговая сборка велась в Ленинграде, на Волковом поле.

Испытания дирижабля подтвердили соответствие летных характеристик расчетным показателям. 29 апреля 1932 года летательный аппарат совершил путешествие из Ленинграда в Москву: в столицу он прибыл к 1 мая. Вместе со своими «последователями» — СССР В-2, СССР В-3 и СССР В-4 — принимал участие в параде, пролетев в небе над Красной площадью 7 ноября 1932 года.

Дирижабль использовался как рейсовое пассажирское судно, совершал агитационные полеты. СССР В-1 также был полезен для проведения научных исследований, борьбы с лесными пожарами, работ в интересах агрохозяйства и т.д.