Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Лучшие в теории авиации: награждены лауреаты конкурса имени профессора Н.Е.Жуковского

Как смоделировать поведение летательного аппарата, попавшего в вихревой след от другого воздушного судна? Какие исследования позволят рассчитывать характеристики воздушно-реактивных двигателей быстро и эффективно? В чем особенности современного взгляда на динамику полета высокоавтоматизированных самолетов? На эти и другие вопросы ответили в своих научных работах российские ученые-лауреаты ежегодного конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского, организатором которого является ЦАГИ (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

Церемония награждения состоялась 17 января и открыла цикл мероприятий юбилейного года российского центра авиационной науки, готовящегося отметить 100-летие в декабре. Мероприятие состоялось на площадке Научно-технического информационного центра ЦАГИ с участием представителей авиационной отрасли и средств массовой информации.

Премию первой степени в номинации «за лучшую работу по теории авиации» получили авторы труда «Вихревой след. Теоретические и расчетные исследования, динамика самолета в зоне влияния вихревого следа, моделирование на пилотажных стендах». Работа выполнена коллективом ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (А.М. Гайфуллин, О.В. Анимица, А.А. Корняков, Ю.Н. Свириденко). «Попадание воздушного судна в вихревой след другого летательного аппарата нередко становится причиной кризисной ситуации в полете или даже авиакатастрофы. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, летчикам необходимо „на земле“ отрабатывать навыки пилотирования в подобных непростых условиях. Нашей целью стало создание математической модели аэродинамики самолета, оказавшегося в вихревом следе, для дальнейшего ее применения на пилотажных стендах», — рассказал главный научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Александр Гайфуллин.

«Газовая динамика и расчет характеристик прямоточных воздушно-реактивных двигателей» — таково название работы, получившей премию второй степени. Ученые ЦАГИ (А.П. Маркелов, А.А. Семенов) предложили математическую модель расчета параметров двигателя для заданного вида топлива. Важным достижением стала возможность определения характеристик в условиях больших сверхзвуковых скоростей. Разработка уже нашла практическое применение на предприятиях авиационной отрасли.

Издание «Динамика полета» — совместный труд ученых Московского авиационного института (национального исследовательского университета) и ЦАГИ — был удостоен премии в номинации за выдающееся учебное пособие. Авторы (А.В. Ефремов, В.Н. Овчаренко, В.Л. Суханов, Ю.Ф. Шелюхин) рассмотрели вопросы расчета и анализа летно-технических характеристик самолета, устойчивости и управляемости воздушного судна как высокоавтоматизированного объекта. Актуальность пособия обусловлена и тем, что целый ряд проблем рассматривается впервые в учебной литературе. Например, описана оценка аэродинамических характеристик самолета при переходе от продувок модели в трубе к натурному летательному аппарату, рассмотрено влияние управления воздушным движением на оптимальные режимы полета транспортных судов, а также на эффективность экономических показателей крейсерского полета и т.д.

Конкурс имени профессора Н.Е. Жуковского учрежден 2 декабря 1920 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «В ознаменование 50-летия научной деятельности профессора Н.Е. Жуковского». Жюри, в состав которого входят ведущие ученые, в том числе академики и члены-корреспонденты РАН, выбирают лучшие работы российских ученых по теории авиации (аэродинамика, гидродинамика, теория горения и теория прочности самолетов и моторов). Организатором конкурса выступает ФГУП «ЦАГИ».