Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ВНИИНМ продолжает научно-исследовательские работы по СНУП-топливу в рамках проекта «Прорыв»

Научно-исследовательское и конструкторско-технологическое отделение разработки твэлов для быстрых газовых реакторов Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») завершило работы в рамках проекта «Прорыв» в 2017 году. Получены обширные результаты по послереакторным исследованиям СНУП топлива, испытанного в БН-600, изучены новые эффекты в поведении топлива, заложена основа для разработки твэлов на повышенные выгорания для оптимизации экономических показателей топливного цикла.

2017 год для АО «ВНИИНМ» ознаменовался, в первую очередь, получением большого объема результатов послереакторных исследований. По словам директора научно-исследовательского и конструкторско-технологического отделения разработки твэлов для быстрых и газовых реакторов Михаила Скупова к концу года послереакторные данные были получены по семи экспериментальным тепловыделяющим сборкам (ТВС) из пятнадцати, испытываемых на первом этапе обоснования твэлов. «Целевые параметры выгорания топлива в твэлах-прототипах пока еще не достигнуты. Однако часть экспериментальных ТВС были поставлены на ускоренные испытания, и максимальная глубина выгорания в одной из сборок достигла 7,5 % тяжелых атомов, что превышает проектные показатели первого этапа эксплуатации разрабатываемых активных зон с нитридным топливом. При этом твэлы оставались герметичными во всех испытанных сборках», – отметил Михаил Скупов.

По результатам исследований в БН-600 были обнаружены новые эффекты, которые не могли быть выявлены ни в условиях облучения в исследовательском реакторе, ни при проведении расчетных исследований. Полученные данные помогли ученым откорректировать программу исследований для исключения факторов, препятствующие получению требуемой глубины выгорания.

В 2017 году была проведена большая часть испытаний, нацеленных на обоснование первой загрузки РУ БРЕСТ-ОД-300 и БН-1200. В настоящее время проект  вступает в следующую фазу – повышение глубины выгорания топлива до 12% тяжелых атомов, что обусловлено требованиями экономической эффективности топливного цикла.

Задача амбициозная, требующая проведения обширной программы исследований. Первые три сборки для ускоренных реакторных испытаний в рамках новых исследований были изготовлены в 2017 году. Одна из ТВС уже поставлена на испытания в реактор.

Параллельно ведутся работы по разработке расчетных кодов для расчетного обоснования работоспособности твэлов и лицензирования топлива в надзорных органах. В 2017 году АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» передал на аттестацию программное средство «ДРАКОН», которое планируется использовать для лицензирования и обоснования нитридных твэлов уже в ближайшее время. В ИБРАЭ РАН заканчиваются работы по подготовке расчетного кода нового поколения, использующего механистические модели для прогнозирования поведения твэлов за рамками полученных экспериментальных данных. Также было модифицировано программное средство «КОРАТ», разработанное ранее и используемое АО «ВНИИНМ» для обоснования работоспособности экспериментальных твэлов.

«Весь объем проводимых исследований в проекте нацелен на получение данных в расчет и верификацию расчетных кодов. В дальнейшем, именно эти аттестованные программные средства позволят разработать твэлы штатных активных зон реакторной установки», – подчеркнул Михаил Скупов.